Вернуться: Регистрация НКО

Фонды

Фонды

Вступительное слово

Про фонды, наверное, слышали все. Фонд мира и Фонд культуры, например, существуют с советских времен. А западные благотворительные фонды начали действовать в России сравнительно недавно. Новый словарь русского языка различает два типа фондов. Один тип учреждается для оказания материальной помощи каким-либо социальным слоям или группам населения (вспомним Пенсионный фонд или фонды для оказания помощи жертвам землетрясения). Другой тип — общественная организация, ведающая сбором и распределением средств на определенные общественные нужды.

Российское законодательство понимает под фондом не имеющую членства некоммерческую организация, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Имущество, переданное фонду его учредителями, становится собственностью фонда, а он, в свою очередь, использует это имущество для целей, определенных и ограниченных уставом. Также фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только соответствующую целям его создания. Для этого фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Регистрация фонда в Министерстве Юстиции осуществляется путем внесения соответствующих данных в единый государственный реестр юридических лиц. Документы, необходимые для государственной регистрации фонда, представляются в регистрирующий орган не позднее, чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

По сравнению с другими некоммерческими юридическими лицами фонд обладает определенными особенностями, например, отсутствие членства, возможность юридических лиц быть учредителями фонда, обязанность публиковать отчеты об использовании своего имущества и т.д.

Запрещается создание фонда, цели которого направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Ограничения на создание отдельных видов фондов могут содержаться в федеральных законах, регулирующих создание указанных видов фондов.

Территориальная сфера деятельности организации

В соответствии с действующим законодательством Фонды имеют право осуществлять деятельность на территории всей Российской Федерации, а также за ее пределами.

Если Вы планируете вести активную деятельность в субьекте в котором Фонд не зарегистрирован, в данном случае Фонду необходимо открыть филиал или создать представительство.

До 2014 года Минюст регистрировал общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, а также международные фонды.

Общероссийским фондом признается фонд, который осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — представительства и филиалы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Межрегиональным фондом признается фонд, который осуществляет свою деятельность на территории двух и более субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — представительства и филиалы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Региональным фондом признается фонд, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Местным фондом признается фонд, деятельность которого осуществляется в пределах муниципального образования.

Международным фондом, образованным в Российской Федерации, признается фонд, который имеет свои структурные подразделения на территории зарубежных государств, осуществляющий свою деятельность как в Российской Федерации, так и на территории зарубежных государств, и имеет там хотя бы одно свое структурное подразделение.

Фонды, образованные на территории зарубежного государства, могут иметь на территории Российской Федерации свои структурные подразделения — отделения, филиалы, представительства, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отделения зарубежного фонда являются юридическими лицами и регистрируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наименование организации

Каждое юридическое лицо должно иметь свое наименование. Наименование фонда должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности (п. 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях). Фонд, наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Следует отметить, что слово «фонд» используется также в наименовании ряда государственных органов («Фонд имущества», «Пенсионный фонд»), однако такие лица создаются и действуют в организационно-правовой форме учреждений.

Так же необходимо отметить, каким не может быть название Фонда, и что нельзя использовать в наименовании.

Нельзя использовать в наименовании слово «Россия», а также образованных на его основе слова и словосочетаний. Использование в наименовании юридического лица слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний возможно только при наличии разрешения на использование данных слов. В соответствии п.2 Постановления правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 «Об утверждении правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

Также возникают сложности при регистрации Фонда с наименованием, в котором есть упоминание корня «мос». Что касается нашей столицы, то использование словесных символов города Москвы (слова «Москва» и образованных на его основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений), наименований районов города Москвы и образованных на их основе слов и словосочетаний, кроме фамилий и имен собственных).

Использование данных словоформ допускается только на основании разрешения, выдаваемого Межведомственной комиссией Правительства Москвы по выдаче разрешений на право использования государственной символики города Москвы, и без него в регистрации будет отказано.

Адрес организации

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа. В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности.

Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации.

Юридический адрес Фонда – это фактический адрес, по которому находится Фонд, где хранятся учредительные документы организации и где работает исполнительный орган управления Фонда. Адрес места нахождения Фонда содержится в ЕГРЮЛ. Фонд может быть зарегистрирован на домашнем адресе учредителя Фонда.

Для предоставления Фонду юридического адреса необходимо согласие собственника жилого (нежилого) помещения (гарантийное письмо, которое предоставляется в дальнейшем в территориальный орган юстиции) и наличие у него свидетельства о праве собственности на конкретное помещение (копия свидетельства о праве собственности в дальнейшем также предоставляется в территориальный орган юстиции).

Структура организации

Под органом управления фонда понимается лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью фонда. Состав, структура, порядок формирования и распределение полномочий органов управления определяются уставом фонда в соответствии с комментируемым законом.

Органы фонда являются его частью, а не самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Через свои органы управления фонд приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.

К органам управления фонда относят:

  • Совет фонда;
  • Попечительский совет фонда ;
  • Единоличный исполнительный орган  фонда (президент, председатель, директор и т.д.).
  • Ревизор фонда.

Совет фонда (коллегиальный орган) – является высшим органом управления фонда. Совет фонда осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда.

Органом, выполняющим надзорные функции и обеспечивающим общественный контроль за деятельностью фонда – является попечительский совет фонда. Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда. Выполнение обязанностей членов попечительского совета – безвозмездно.

Основной функцией ревизора является осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности фонда. Ревизор вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений.

Ревизор фонда имеет право:

  • проводить полную или частичную ревизию финансовой деятельности фонда;
  • проводить проверку учета поступлений пенсионных взносов, использования полученных средств, правильности выплат негосударственных пенсий;
  • определять размер ущерба, нанесенного фонду неправомерными действиями должностных лиц фонда, и ходатайствовать перед советом фонда о привлечении должностных лиц фонда к материальной ответственности;
  • требовать внеочередного созыва совета фонда.

Структура и порядок формирования совета фонда определяются в уставе фонда. Например, первоначально совет фонда может состоять из учредителей или их представителей. Дальнейшие изменения состава совета фонда определяются самим советом фонда. Совет фонда выбирается на определенный срок, определенный уставом фонда.

Членами совета фонда могут быть полностью право и дееспособные лица, достигшие 18-летнего возраста.

Совет фонда выполняет свои функции в соответствии с уставом фонда. К исключительной компетенции совета фонда Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» относит вопросы:

  • изменения устава фонда;
  • определения приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;
  • образования исполнительных органов фонда и досрочного прекращение их полномочий;
  • реорганизации фонда.

Совет фонда принимает решение и по другим вопросам, таким как:

  • участие в других организациях;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;
  • создание филиалов и открытие представительств фонда;
  • утверждение правил организации и осуществления внутреннего контроля, внесение в них изменений;
  • утверждение пенсионных и страховых правил фонда, внесение в них изменений
  • иные вопросы, отведенные к компетенции Совета фонда уставом фонда.

Собрание Совета фонда правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов.

Решение принимается советом фонда большинством голосов членов, присутствующих на собрании.

Устав организации

Устав является учредительным документом фонда. К содержанию устава предъявляются определенные требования, согласно ФЗ «О некоммерческих организациях». Устав Фонда должен содержать:

  • Наименование и место нахождения  Фонда;
  • Предмет и цели деятельности организации Фонда;
  • Сведения о наличии филиалов и представительств Фонда;
  • Порядок управления деятельностью Фонда;
  • Права и обязанности участников Фонда;
  • Порядок приема участников и их выхода из Фонда;
  • Состав и полномочия органов управления Фонда;
  • Порядок принятия решений органами управления Фонда;
  • Порядок внесения изменений в учредительные документы Фонда;
  • Источники формирования имущества и порядок его распределения в случае ликвидации Фонда.

Устав может содержать иные положения, не противоречащие законодательству.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения.

Фонд является разновидностью  некоммерческой организации.  Деятельность фонда  не направлена на получение прибыли. Основное отличие фонда от других некоммерчекских организаций состоит в том, что фонд представляет собой не объединение физических или юридических лиц, а является просто объединением имущества, направленным на достижение неких общественно полезных целей.

Устав является учредительным документом Фонда. Устав  Фонда проходит государственную регистрацию, после чего вступает в силу. Требования Устава Фонда обязательны для исполнения всеми органами Фонда.

Устав является обязательным документом, который предоставляется в территориальный орган Юстиции. Устав проходит сложную правовую экспертизу на соответствие нормам Российского законодательства.

Фонд является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Регистрация благотворительного фонда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наиболее распространенной причиной отказа в государственной регистрации Фонда является несоответствие представленных документов законодательству Российской Федерации, в документах содержатся недостоверные сведения, документы представлены не полностью  (п. 1, 4,7  ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Также отказ в государственной регистрации является следствием ошибки в уставе. Например, фонд ставит перед собой цель оказание услуг и не предполагает формировать имущество и направлять его на общественно-полезные цели, а виды деятельности определенным в учредительных документах целям. Кроме того, цели указанные в уставе Фонда зачастую неконкретные, размытые.

Составление протокола организации

В территориальный орган Юстиции подается следующий пакет документов:

  • Устав- 3 экземпляра;
  • Протокол -2 экземпляра;
  • Заявление – 1 экземпляр заверенное у нотариуса;
  • Заявление – 1 экземпляр подписывает заявитель (без нотариального заверения);
  • Гарантийное письмо – 1 экземпляр (в зависимости от адреса);
  • Копия свидетельства о праве на собственности – 1 экземпляр;
  • Оригинал квитанции об уплате государственной  пошлины;
  • Копия нотариальной доверенности.

Для регистрации Фонда подается протокол Собрания учредителей. В протоколе указываются:

  • Форма проведения Собрания учредителей;
  • Дата проведения Собрания учредителей;
  • Время начала Собрания учредителей и время окончания заседания;
  • Место проведения Собрания учредителей;

Также необходимо указать присутствовавших на Собрании учредителей и приглашенных лиц.

В повестке дня отмечаются вопросы, которые подлежат рассмотрению Собранием учредителей. К ним относят:

  • Избрание Председателя и Секретаря Собрания учредителей;
  • Избрание лица, ответственного за подсчет голосов;
  • Создании ФОНДА;
  • Утверждение Устава Фонда.
  • Избрание Совета Фонда.
  • Избрание Президента Фонда.
  • Избрание Попечительского совета Фонда (минимум два физических лица);
  • Избрание Ревизора Фонда (Ревизор не имеет права входить в Совет Фонда и Попечительский совет Фонда);
  • Порядок, размер и способ формирования имущества Фонда.
  • Месте нахождения Фонда (адрес).
  • Назначение лица, ответственного за государственную регистрацию Фонда.

Заявление на регистрацию организации

Для государственной регистрации фонда необходимо предоставить Заявление о государственной регистрации по форме Р11001. Заявление предоставляется в Министерство юстиции в двух экземплярах, одно из которых необходимо нотариально удостоверить.  Заявителем выступает один из учредителей Фонда.

Для начала необходимо указать наименование юридического лица полное и сокращенное, если такое имеется. Наименование и сокращенное наименование организации напишите на русском языке.  Далее необходимо указать место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (адрес).  В юридическом адресе обязательно указывается индекс и код субъекта РФ.

На листе В заполняются сведения об учредителях Фонда. При представлении заявления о государственной регистрации  в сведениях об учредителях указываются данные учредителей фонда, принявших решение о его создании.

Этот лист — для учредителей-граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Фамилию имя и отчество (при наличии) заполните на русском языке (для иностранце можно взять данные из нотариального перевода паспорта);

Если есть ИНН — указывается. Дата, место рождения и паспортные данные заполняются  по паспорту или его нотариальному переводу.

На второй странице листа укажите адрес учредителя:

  • для россиян: адрес по прописке или адрес временной регистрации,
  • для иностранцев и лиц, постоянно проживающих за пределами РФ: адрес места жительства за пределами РФ.

Далее заполняется лист Е. Это сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.  Необходимо указать паспортные данные руководителя, указывается контактный телефон, а также должность в соответствие с уставом (Президент, директор, председатель и т.д.).

Далее необходимо заполнить лист И, который содержит в себе сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Далее заполняется лист Н. В нем указываются сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество заявителя полностью, без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — физического лица (при его наличии). Сведения об ИНН заполняется физическим лицом, постановка на учет которого была осуществлена.

Адрес места жительства заявителя в Российской Федерации заполняется на основании записи в паспорте или ином документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства.

В случае если заявитель не имеет места жительства в Российской Федерации указывается адрес его регистрации по месту пребывания.

В случае, если заявитель — иностранный гражданин либо лицо без гражданства — постоянно проживает за пределами Российской Федерации, то указывается адрес места жительства заявителя в стране, резидентом которой он является, на основании записи в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Правовая экспертиза и регистрация организации

Для государственной регистрации фонда в Министерство юстиции подаются следующие документы:

  • Устав- 3 экземпляра;
  • Протокол -2 экземпляра;
  • Заявление – 1 экземпляр (нотариально удостоверенное );
  • Заявление – 1 экземпляр подписывает заявитель (без нотариального удостоверения);
  • Гарантийное письмо – 1 экземпляр.
  • Копия свидетельства о праве на собственности – 1 экземпляр
  • Оригинал квитанции об уплате государственной  пошлины
  • Копия нотариальной доверенности.

После подачи документов в Министерство юстиции, они проходят правовую экспертизу на соответствие нормам Российского законодательства.  При регистрации Фонда необходимо учитывать, что существуют некоммерческие фонды и благотворительные.

В соответствии с законодательством РФ к целям благотворительной организации относятся:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охраны окружающей природной среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
  • направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
  • проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.

Отличие некоммерческого Фонда от благотворительного заключается в следующем:

  • Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.
  • Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.
  • В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.
  • Срок регистрации Фонда около 1,5 месяца.

Получение документов

После открытия и регистрации фонд приобретает статус юридического лица и становится отдельным хозяйствующим субъектом. После государственной регистрации фонда он приобретает полную правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность).

Открытие фонда подтверждается регистрацией его устава и выдачей свидетельств о регистрации, о постановке на учет, о присвоении учетного номера, а также предоставлением выписки из ЕГРЮЛ.

Регистрация Фонда во внебюджетных фондах и органах статистики производится автоматически в режиме одного окна: все регистрационные номера присваиваются при внесении фонда в базу данных ЕГРЮЛ.

В случае нарушения фондом целей, для которых он был открыт, а также положений закона о некоммерческих организациях в части ведения предпринимательской деятельности, фонд может быть ликвидирован по решению Минюста и суда.

Регистрация добровольной ликвидации фонда по решению учредителей или иных органов управления фондом не производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.