Сен 30

Туризм- шаг в будущее?

С 11 по 13 сентября 2018г. АНО Культурно-исторический Центр «Боровский край» принял участие в Международной Туристической выставке «Отдых», которая проходила в Москве. На стенде Калужской области мы рассказывали про Боровск при помощи информационных материалов и гастрономических сувениров. Никакая реклама не заменит живого общения и рассказ о городе и его достопримечательностях.

Помимо общения мы приняли участие и в Круглом столе по проблемам развития туризма в Малых городах, на котором познакомились с руководителем и узнали об Ассоциации социально-ориентированных НКО.

В этот раз на Круглом столе, докладчики не рассказывали о своих достижениях в туризме, а затронули больную для всех тему, что же мешает развитию такой нужной для всех отрасли. Приятно, что собрались неравнодушные люди, которые болеют душой за свои города и ответственно подошли к освещению этой проблемы. Все, что говорилось докладчиками о проблемах Малых городов напрямую касалось и нашего города Боровска.

В большинстве своем, Власть не знает, как развивать туризм, но то, что это очень хрупкий продукт и к нему нужен особый подход, всем понятно. В каждом городе есть три активные составляющие: Власть, бизнес и активное культурное сообщество. Лебедь, рак и щука. Для выработки концепции туризма в городе нужен диалог, который не всегда получается. Власть от туризма хочет денег в бюджет, причем здесь и сейчас, и сразу, а сама ставит палки в колеса своими проверками, контролем и недоверием. Программы и отчеты самое главное, а поддержка туризма — это условность. Самое главное в городе ЖКХ, все остальное не так уж и важно. Туризм и власть – параллельные миры. Слово ТУРИЗМ в малых городах запретно. Несмотря на прямое указание Президента РФ, о том, что нужно открывать больше Туристических информационных центров, на местах говорят, что нет средств или местные депутаты в силу своей некомпетентности считают, что им это не нужно, забывая при этом, спросить об этом своих избирателей.

Бизнесу кажется, что туризм низко рентабельный. И в начале развития-это так и есть. Туристы, думают, что в малых городах должно быть все дешево и авторские изделия, и еда, и гостиницы. Давно посчитано, что туризм приносит в бюджет города 6% дохода, но заполняемость гостиниц в малых городах низкая, посещаемость кафе после окончания сезона падает и многие предприниматели предпочитают открывать магазины. И это не все проблемы бизнеса по развитию туризма.

Культурное сообщество нуждается в финансовой и моральной поддержке со стороны администрации и бизнеса. При разработке концепции туристического развития, нужно исключить торговлю сувенирами из Китая, не копировать продукцию других мастеров, а искать свой путь в развитии. Найти свою историю и смысл в городе. Культурное сообщество постоянная величина, в отличие от глав городов, которые меняются и каждому новому приходится каждый раз доказывать, почему туризм так важен в сохранении истории. Еще необходимо понимать, что старые дома, это не рухлядь, которую после расселения нужно сломать и построить новоделы, а это наша история, по которой нужно учить детей и воспитывать поколение, бережно относящееся к своему городу. Необходимо беречь свою историю, чтобы не ездить за ней в Европу, а путешествовать по России и открывать для себя всю самобытность нашей необъятной Родины. Всему туристическому сообществу необходимо объединиться. И первые шаги в этом направлении делаются. Но этого недостаточно. Ведь только Малых городов 700! И это большая сила. И если Культурное сообщество одного города просит о помощи, то каждому, именно каждому городу необходимо откликнуться, такое решение было вынесено на Круглом столе, который был международным. И представители Европейских городов сказали, что именно так они и поступают. Поэтому их государства так берегут свои исторические города. Впервые затронув такие животрепещущие проблемы Малых городов и Боровска в частности, все участники пришли к выводу, что рассказывать о своих успехах безусловно важно, но еще важнее рассказывать о проблемах развития туризма в своем городе. Что хочется сказать в заключении? Туризм самый эффективный инструмент по развитию и выживанию Малых исторических городов.

Давайте, наконец, это осознаем и сделаем все, чтобы молодежь не бежала из Боровска, в поисках лучшей жизни, а с любовью развивала свой родной город, находя здесь достойно оплачиваемую работу, растила детей, получала все блага цивилизации и гордилась тем, что она живет в Малом историческом городе. Великое в Малом!

Владимир Кобзарь